Листая старые подшивки
Мы продолжаем публикацию выдержек из нашей газеты за разные годы. Надеемся, что они для вас будут также любопытны, как и для нас. (Орфография и пунктуация сохранены).
«НА БОЕВОМ ПОСТУ», 1948 год
№ 139 от 21 ноября
О мерах поощрения и наказания детей в семье
Сознательная дисциплина - одно из важных нравственных качеств, которое нужно воспитывать: У советских детей. Наши дети обычно мечтают в будущем стать стахановцами, героями, учеными, артистами, изобретателями, писателями и т. д. Нужно, чтобы это хорошее стремление выражалось в сознательном отношении к учебе, в умении подчиняться дисциплине, в упорном желании выработать в себе большевистскую волю и характер.
Воспитание дисциплины зависит от примера старших, от правильного режима жизни детей, от педагогического подхода к детям различных возрастов и от многого другого.
Очень большое значение в воспитании дисциплины имеют меры наказания и поощрения детей.
Некоторые родители пользуются такими недопустимыми мерами воздействия, как физическое наказание, запугивание детей (даже самых маленьких детей иногда запугивают «бабой ягой», стариком с мешком и т. д.). Физические наказания плохо отражаются на нервной системе детей, унижают их человеческое достоинство, притупляют их сознание, нередко озлобляют. Чтобы избежать таких наказаний, : дети обычно лгут, хитрят, изворачиваются. Родителям иногда кажется, что под влиянием физических наказаний ребенок покорился их воле. Но это - рабская покорность, основанная на страхе.
Физические наказания - пережиток старого буржуазного строя. Они и сейчас узаконены, например, в английских школах и семьях. И это естественно для буржуазной системы воспитания. В капиталистических странах стремятся воспитывать трудящихся людей так, ч гобы они безропотно подчинялись насилию.
Убеждение - центральное место в советском воспитании. Но надо не только разъяснять и уговаривать. Родители должны относиться к детям со строгой Требовательностью. Убеждение должно сочетаться с принуждением. Если ребенок отступает от правил дисциплины, то нужно соблюдать твердость, не быть» к нему снисходительным, а решительным образом применять наказания.
Ученик первого класса Петя, несмотря на требование матери бережно относиться к игрушкам, вечеров разбросал их по комнате, не пожелав собрать, улегся спать. Мать собрала игрушки, но сложила их не в детском уголке, а к себе в шкап и заперла. На следующий день Петя стал просить у матери игрушки, но она ответила: «Ты не подчинился моему требованию и теперь наказан. Игрушки получишь только через два дня, причем с условием, если будешь их каждый вечер аккуратно собирать». Петя продолжал просить игрушки, плакал, обещал быть послушным, но мать осталась неумолимой.
Очень сильно действуют на детей такие меры наказания, как лишение удовольствий, прекращение на определенный срок разговоров с ними.
Меры воздействия следует применять спокойно, без горячности, проявлять полную справедливость к детям, учитывать их возраст, индивидуальные особенности. Но всегда нужно быть последовательным и настойчивым, не оставляя без воздействия ни одного случая недисциплинированости со стороны ребенка.
Большую роль в коммунистическом воспитании детей играют поощрения. Когда дети старательно относятся к урокам, проявляют заботу о младших братьях и сестрах, помогают родителям в домашнем труде, выполняют какую-нибудь работу по поручению педагогов, пионерской организации, - все это нуждается в поощрении со стороны родителей. Формы поощрения могут быть самые разнообразные: 'одобрительное замечание; доставление удовольствия в виде совместной прогулки, игры; посещение клуба, театра; подарок в виде книжки, игрушек.
Никогда нельзя перехваливать детей. Поощрение должно соответствовать заслугам. Поощрять детей (нужно не за способности, а за те усилия, которые они {прилагают для улучшения учебы и поведения.
Чтобы лучше применять меры поощрения и наказания, родители должны чаще советоваться с педагогами школ и дошкольных учреждений, общими усилиями педагогов и родителей надо бороться за воспитание у детей сознательной дисциплины.
И.ПЕЧЕРНИКОВА, кандидат педагогических наук
Свежие комментарии